?

Log in

No account? Create an account
Можно познать весь мир, не выходя со своего двора
Точный адрес претории и история его поиска. 
11-апр-2011 06:38 pm
Точнее было назвать эту статью "история находок". Это рассказ о том, в каких местах Иерусалима помещали здание, в котором Понтий Пилат вынес приговор Иисусу.
<1j-cut>

Название места временного пребывания в Иерусалиме наместника Иудеи весь мир знает благодаря Евангелиям. Это претория, куда доставили Иисуса для суда и вынесения приговора. Потребность определения его местонахождения стала весьма актуальной после возникновения в христианстве особого культа святых мест в начале IV в. К тому моменту Иерусалим Библии и Евангелий уже давно не существовал.

Сначала его полностью разрушил Тит Флавий в 70 г. О том, что произошло с городом после этого, мы имеем крайне скудные сведения, главным образом, археологического характера. Известно лишь то, что он начал медленно отстраиваться. В 130 году император Адриан (117-138), побывавший на руинах Иерусалима, решил облагодетельствовать полуразрушенный город, совершенно не учитывая, при этом, интересов еврейского населения. Он наделил его статусом римской колонии и переименовал в Элию Капитолину. Пусть это будет новый, современный, по-гречески красивый город!

Благие намерения императора привели к прямо противоположным результатам. Попытка подменить Иерусалим эллинистическим полисом стала одной из звеньев в цепи причин восстания Бар Кохбы (132-135 гг.) против Рима. Несмотря на отсутствие прямых указаний, существуют весомые основания считать, что Иерусалим был ненадолго освобожден. После подавления, император Адриан разрушил его до основания, перепахал, а затем реализовал свой первоначальный замысел и построил на его месте Элию Капитолину. Образ же настоящего Иерусалима остался только в знаменитом описании города Иосифа Флавия (ИВ, V, 4:1-3 и 5:1-8). В нем слова «претория» нет вообще.

Явный и продолжительный разрыв традиции, а также отсутствие прямого указания на адрес претории в источниках привели к произвольному определению ее адреса. Кто, когда и на каком основании указал ее местонахождение неизвестно, но автор первого дневника паломнического путешествия, анонимный путник из Бордо (333 г.),  уже упоминает о ее существовании. «Идя отсюда за стену Сионскую, вправо к воротам Неаполитанским (современным Дамасским), внизу в долине видишь стены бывшего дома или претория Понтия Пилата» (Аноним из Бордо, 29).

Более поздние свидетельства называют церковь Св. Софии, построенную на месте претории, вероятно, в V в. Ее упоминают Феодосий (нач. VI в.) и Антонин из Платенции (конец VI в.). «От дома Каиафы до претopия Пилатова приблизительно шагов числом 100 (расстояние в несколько раз занижено); там церковь святой Софии» (Феодосий, 45). «Мы молились в претории, где допрашивали Господа, где теперь базилика св. Софии, перед развалинами храма Соломона, под улицею, которая проходит к Силоамскому источнику мимо портика Соломона» (Антонин из Платенции, XXIII).

Описания весьма приблизительные, определить по ним указанное место достаточно трудно. Дан Бахат помещает его в срединный овраг (Терапейон) у западной стены Храмовой горы между современными воротами Цепи и Хлопковыми. Эли Шилер считает ее остатками мозаику в крипте церкви Армяно-католического патриархата на четвертой оставноке «Виа Долороса». Впоследствии эта церковь была разрушена, а место забыто – в Иерусалиме эпохи Латинского королевства крестоносцев его уже не знали. В результате, по отношению к претории в Иерусалиме крестоносцев воцарилась путаница, о чем свидетельствует дневник паломника Иоганна из Вюрцбурга (между 1160-1170), который упоминает «дом суда» на Сионской горе. Последняя версия размещения претории, канонизированная Католической церковью как истинная и почитаемая до сего дня, была принята в XIV в. монахами ордена св. Франциска Ассизского. В основу его определения они положила не те или иные исторические соображение, а придуманный ими новый маршрут ритуальных шествий, который после отождествления претории с иродианской крепостью Антония превратился в известную сегодня «Виа Долороса» (Дорогу Страданий).

История поисков претории Пилата показывае, все ее "находки" носили случайный характер. В разные эпохи ее помещали в различных местах города, причем, во всех случаях, наугад, без убедительной исторической аргументации. А существует ли она вообще? Приятно, что на фоне неопределенностей, сязанной с массой других иерусалимских адресов, по отношению к прерории Понтия Пилата мы может однозначно дать положительный ответ.

Это говорится в трактате Филона Александрийского (между прочим, современника евангельских событий) "О посольстве к Гаю" в 38 гл. Там сказано, что Понтий Пилат вывесил на стене дворца Ирода золоченые щиты с посвятительными надписями. Иудеи не сразу усмотрели в этих щитах (точнее, надписях на них) криминал, но вскоре обнаружили в них нечто, что вызвало страшный скандал с массовыми требованиями снять и убрать из Иерусалима эти предметы. Обе стороны проявили упорство (на мой взгляд, совершенно справедливое, как для Пилата, так и иерусалимцев). Тяжбу выиграли иудеи (как ни странно!). Пилат вынужден был перенести эти щиты в храм Августа в Кесарии.

Не вдаваясь в анализ, что это были за щиты и какое содержание имели надписи (это можно сделать в случае, если кому-то будет интересно), можно сказать, что подобные урашения вывешивались римлянами только на стенах собственных дворцов. В данном случае, это прямое указание на резиденцию Пилата в Иерусалиме. Причем Филон, никогда не бывавший в Иерусалиме, написал это сообщение со слов Агриппы (будущего царя Иудеи в 41-44 гг.), который в 34 г. некоторое время был при дворе Ирода Антипы, где служил начальником гарнизона Тивериады, а во время истории со щитами находился в Иерусалиме.

Дополнительны аргумент использования римскими наместниками (не только Пилатом) дворца Ирода Великого в качестве претории есть у Флавия. Он прямо написал, что 14 прокуратор, Гессий Флор, сумевший спровоцировать иудейское восстание против Рима, расположился во дворце Ирода, где устроил свое судилище
(ИВ, II, 14:8). Крепость Антония, которую католики почитают сегодня в качестве претории Пилата, оказалась для этой цели явно непригодной. Когда Флор направил свои войска к этой крепости, чтобы через пробиться на Храмовую гору и ограбить сокровищницу, то легионеры не смогли пробиться к ней через тесные улочки, запруженные многочисленной толпой. Потерпв неудачу, римляне отступили к более пригодному для обороны и размещению армии дворцу Ирода (это военные аргументы, почему даное место были пригодно для такого использования).

Таким образом, можно сказать, что в истории определения адреса претории Понтия Пилата оказался прав Булгаков, который, следуя модному в его время историку Фаррару, "поместил" Понтия Пилата в бывший дворец Ирода Великого. То есть, именно там, где префект размещася в реальности. Второй вывод, следующий из анализа этих источников совсем неутешелен для ныне действующего маршрута Виа Долороса. Реальная претория находилась в диагонально противоположном конце города, относительно того, где эта улица начинается сегодня (у крепости Антония).
Понтий Пилат разместился (и устроил свою преторию) во дворце Ирода.

Примечания: история "Виа Долороса" - это тема отдельного рассказа. ИВ - книга "Иудейская война".
Comments 
14-авг-2012 09:14 am
Дополнительный довод, в пользу дворца Ирода. А вернее ослабляющий версию Антонии, что если мы начертим путь Иисуса в последний день: Горница Тайной вечери - Гефсемания - дом Каифы - Антония... то получается не хилый круг. Учитывая что казнь происходила если я не ошибаюсь в третьем часу (девять часов утра), мы получим невероятный километраж, который просто не возможно вместить в тайм лайн.


15-авг-2012 06:45 am
В преторию отвели на следующий день, так что, в этом отношении Антония подходит. Она не проходит в качестве базы римского гарнизона Иерусалима еще и потому, что была окружена тесными улочками, которые толпа легко делала непроходимыми. Попытки римлян захватить Антонию для дальнейшего прорыва на Храмовую гору неоднократно проваливались именно по этой причине (при Кумане и при Гессии Флоре). Это не остановило их во время штурма Иерусалима Титом - они продвигались большими силами, разрушая все на своем пути и не считаясь с потерями.
15-авг-2012 07:09 am
Помнится где то слышал, что Антония была значительно меньше чем ее представляют + вокруг нее были водосборники: Вифесда и те которые под Сестрами Сион. По мне так Антония как раз хоршо подходит для квартировки когорты.

Вообще, сдается мне что география застройки за второй стеной очень непонятная и во некоторой степени притянута за уши чтоб разместить страстный путь в приделах города а ХГГ за его пределами.

А по поводу тайм лайна - понятно что он проблематичный.
Скажем Тайная Вечеря заканчивается в полночь (это с условием, что мы принимаем версию синоптиков что это седер). До Гефсемани, грубо - час.
Молитва о чаше минимум часа полтора (ученики трижды уснули) - пол третьего.
Арест и путь до дома Каифы - округлим до трех.
Суд - еще минимум час - четыре утра.

Теперь отсчитываем обратно - казнь девять.
Начало страстного пути - восемь.
Суд Пилата и бичевание - семь. А подозреваю что и раньше. С другой стороны с какого испугу прокуратору (претору) вставать в такую рань. И перется в Антонию (не спал же он в казармах). Опять же это предпологает что он спланировал график, и заранее был предупрежден о суде (в чем я сомневаюсь).
Теоретически с четырех утра до шести можно было бы успеть и провести Исуса в Антонию. И позвать на суд Пилата (представляю эту картинку. В пол пятого утра - "игемон вставайте, там какого то оборванца на суд привели".
Короче нескладушек как и следовало ожидать много. И версия с дворцом Ирода их немного утрясывает.

Но как говорил мой знакомый судья: зачем портить хорошую историю деталями.
15-авг-2012 12:23 pm
Временной график слишком обязывает. При попытке его составить, надо иметь в виду, что место Тайной Вечери определено в 4-м веке - НЕ ФАКТ. что реальное событие произошло в том месте, которое мы считаем его адресом. Это есть элемент неубедительности общепринятого места, в результате, возможны другие версии 9например, сирийская церковь св. Марка). Точно так же мы не знаем, где на самом деле был дворец Кайафы. Церковь Сан Питер ин Галликанту, отмечающая это место, построена в 5 веке императрицей Евдокией. Таким образом, при построении временного графика мы исходим из заведомо неточных постулатов.
Об Антонии. Что значит выше-ниже, я не понимаю. Была крепость, размеры ее источники не указывают. Под ней или рядом (размеры же мы не знаем!) есть бассейн Стратион (вот его-то мы физически видим!). Другие бассейны - Бет Хесда и Бней Исраэль находятся достаточно далеко от Антонии. У нас нет ни одного указания на то, в Антонии было римское военное присутствие, но. с другой стороны, целых 2 упоминания о том, что до нее было не добраться, армия затревала в переулках. У римлян были совершенно четкие требования к мету дислокации войск в пределах города: хорошо защищенное пространство с удобным доступом, с эспланадой, в высоком месте. Антония в низком месте и совсем без эспланады. Она просто неудобна для этой цели.
Причины, почему ее выбрали францисканцы, есть, они просты и понятны. Но для этого нужен отдельный не очень длинный пост.
This page was loaded ноя 17 2019, 4:11 pm GMT.